Всем привет, я не знаю была ли тема про это место или нет, но не боясь повторить решила все же написать.
Александро-Мариинский женский монастырь.Дата основания-1899г. Современный адрес Московская обл., Шатурский р-н, пос. Мещерский Бор.
Начнем с истории этого места. Основания святыни.
Издавна на Руси сложился такой порядок: церкви и монастыри всегда располагались в красивых, или, как тогда говорили, благолепных местах.
Александро - Мариинский монастырь полностью удовлетворял этим требованиям. Он был основан в юго-восточной части Егорьевского уезда (ныне - Шатурский район) на границе с Рязанским уездом (ныне - Клепиковский район), на острове, окружённом с трёх сторон Шатурским озером, с четвёртой - рекой Пра. Но не только красота острова привлекла основателей обители. Близость Спас-Клепиковского района, известного как центр старообрядческого (раскольнического) населения Рязанского уезда, и предопределила окончательный выбор места. Довольно высокий холмистый остров был покрыт молодым сосновым лесом. По плану генерального межевания он именовался «Ивлиев Корь», а по народному - «Микулин остров».
Этот остров принадлежал помещице Щербининой. После 1861 года по наделу половина острова (12 десятин) перешла от неё крестьянам деревни Евлево, находящейся около версты от монастыря за рекой. Вторая половина (12 десятин) была продана крестьянину села Спас-Клепики Антипу Евфимиевичу Баркасову. После вырубки и продажи строевого соснового леса земля ему стала не нужна, и в 1887 году он продаёт её вдове унтер-офицера Марии Яковлевне Поповой.
Эта женщина происходила из купеческого рода Кузьминых города Рязани (по мужу Попова). Отличаясь набожностью и любовью к народу, она давно имела заветную мечту: основать женскую общину. После смерти мужа она дала обет претворить в жизнь свою мечту. Не сразу решилась она на это высокое и трудное дело. Она дважды тяжело заболевала. Своё выздоровление после второй болезни она восприняла как указание свыше и, отбросив робость, по благословению старца иеромонаха Варнавы, покровителя Иверского Выксунского монастыря Ардатовского уезда Нижегородской губернии, немедленно приступила к делу. На приобретённом участке в 1887 году началось строительство зданий для размещения сестёр будущей общины. Старец Варнава всячески помогал М.Я. Поповой: руководил постройками зданий общины, правил и затем вводил в общине устав монастырского жития.
В это время происходит событие, которое существенным образом оказало влияние на судьбу и наименование рождающейся общины. 17 октября 1888 года близ станции Борки под Харьковом потерпел крушение императорский поезд. Только чудо спасло семью императора Александра III от неминуемой гибели. Православная Россия возносила благодарные молитвы Царю Царей и Царице Небесной за чудесное сохранение жизни августейшего семейства. Спустя три месяца после этого события М.Я. Попова обращается с прошением к Феоктисту, архиепископу Рязанскому и Зарайскому с прошением о разрешении открытия сказанной общины.
Нам неизвестен ответ консистории, но, судя по тексту следующего прошения М.Я. Поповой, его легко восстановить. Ей было объяснено, что это количество земли (12 десятин) слишком недостаточно для создания и хозяйственной деятельности женской общины. Мария Яковлевна в 1889 году покупает ещё 238 десятин 367 кв. сажен земли в Стружанском Бору Рязанского уезда (в 20 верстах от монастыря). Там был устроен хутор для сестёр. Здесь они занимались полеводством, огородничеством, сенными покосами и скотоводством. Эти земли расположены недалеко от с. Стружаны (Стружань). В этом селе издавна строили большие лодки - струги - и сплавляли их по Оке в Волгу. От слова «струги» и произошло название села.
Оформив покупку земли, М.Я. Попова вновь обращается к епископу Феоктисту. В то же время под руководством старца, иеромонаха Варнавы, М.Я Попова продолжает обустраивать территорию будущей женской общины. За 1888-1890 годы были построены два больших корпуса, одноэтажный и двухэтажный, для келий настоятельских и сестёр, одноэтажный корпус для трапезы с кухней, двухэтажная гостиница. Все эти здания деревянные, крытые железом. Построены также богадельня, дом для священника и здания для хозяйственных нужд, тоже деревянные, крытые тёсом и дранью. Все здания, кроме гостиницы, богадельни и священнического дома, обнесены тесовой оградой.
Рязанскую духовную консисторию интересует, насколько готова женская община для её официального открытия. По её поручению в январе 1890 года был проведён осмотр места и строений будущей общины. В отчёте о результатах проверки, подписанном благочинным 3-го Егорьевского округа Рязанской губернии Протоиереем Василием Андреевичем Никитиным и приставом 2-го стана Егорьевского уезда Коллежским асессором Виктором Антоновичем Кранковским, отмечено, что «для всех вообще построек, а также и возведения Храма местность чрезвычайно удобна и не представляет никаких решительно препятствий в естественном отношении». «К сему считаю должным присовокупить и то, что в ограде дачи при деревне Евлево, где предполагается открыть женскую общину, построен новый прекрасный деревянный корпус 38 аршин в длину и 12 аршин в ширину, в коем может быть с большим удобством (может быть) сделана трапезная церковь: нужно только поставить иконостас и престол».
В своём рапорте протоирей В. Никитин ясно говорит о невозможности открывать женскую общину без храма. Здесь же он советует в уже построенном корпусе (38х12 аршин) сделать трапезную церковь. М.Я. Попова без промедления последовала этому совету. К стоящему в центре общины деревянному крытому железом на каменном фундаменте дому был пристроен алтарь, надстроен купол, построена паперть и над ней небольшая тесовая колокольня.
В клировых ведомостях церквей Егорьевского уезда за 1890г. имеется «Ведомость о церкви Тихвинской (так в документе), Егорьевского уезда, новоустраиваемой женской общины, что на острове «Иевлевский Корь».
Построена в 1890г. на иждивение вдовы унтер-офицера Марии Яковлевой Поповой.
Зданием деревянная с таковою же звонницею, на каменном фундаменте, покрыта железом, от огня застрахована.
Престолов в ней один во имя Тихвинской иконы Божьей Матери - тёплая.
Утварью достаточна... Здания, принадлежащие сей церкви, все деревянные, от огня застрахованы, именно: дом 1-этажный, где помещаются кельи, крытый железом; дом 1-этажный, где помещается трапеза и просфопекарня. Крытый железом; дом 1-этажный крытый тёсом, где помещается келья; баня, крытая тёсом; дровяной сарай, крытый тёсом. Эти постройки находятся в ограде. Ограда тесовая. За оградой постройка: дом для священника с кухней и двором для приезжающих, крытый тёсом; дом для помещения рабочих, крытый тёсом, при нём скотный двор и погреб; хлебный амбар, крытый тёсом. Строится ещё дом 2-этажный, крытый железом, для помещения богомольцев».
По благословению преосвящённого Феоктиста, архиепископа Рязанского и Зарайского, нововыстроенный храм 1-го октября 1890 года был освящён архимандритом Рязанского Троицкого монастыря Владимиром в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.
Два года, прошедшие после освящения храма М.Я. Попова провела в неустанных заботах: строились несколько новых келий для сестёр и двухэтажный дом для новой гостиницы. В это время она обращается с ходатайством в Рязанскую Епархию, и вскоре, в конце августа 1892 года, Священный синод принимает решение об учреждении Александро-Мариинской женской общины. По благословению преосвящённого Феоктиста официальное открытие общины 21 ноября 1892 года совершал архимандрит Нестор, бывший наместник, а в описываемое нами время настоятель Николае-Радовицкого монастыря Егорьевского уезда.
Открытие женской общины стало достойным итогом подвижнической жизни М.Я. Поповой. 22 декабря 1892 года она внезапно скончалась. Неутешным было горе сестёр: пять лет совместной жизни и труда Мария Яковлевна была для них не только строгой наставницей, но и как бы второй родной матерью. К тому времени недалеко от западной стороны общины уже имелось огороженное штакетником кладбище. На нём и похоронили М.Я. Попову. На могильной плите была высечена надпись: «Здесь погребено тело Основательницы и Настоятельницы сего Монастыря
Марии Яковлевны Поповой, купеческой вдовы. Жития ей было от роду 67 лет. Скончалась 22 декабря 1892г.; до брака фамилию носила Кузьмина».
Новая начальница общины монахиня Рафаила, бывшая казначея Сушкинского Никонова женского монастыря Спасского уезда Рязанской губернии, оказалась достойной преемницей М.Я. Поповой. Возведение нового каменного храма стало главным делом матери Рафаилы. Колокол для храма весом 200 пудов был куплен и пожертвован старцем Варнавой. Новый храм пятиглавый, трёхпрестольный. Замечательной особенностью его строительства явилось то, что все суммы складывались из монастырских доходов и пожертвований многих благотворителей. Материалами для храма помогли крестьяне: Димитрий Никифорович Косоногов, Пётр Никифорович Косоногов, Афанасий Иванович Дворецкий и другие. А иконостас и средства для украшения внутренних стен предоставил коломенский купец Пётр Матвеевич Глазунов. Доказательством растущей известности и почитания общины является тот факт, что вся утварь, ризница и вещи храма Тихвинской иконы Божией Матери приобретались исключительно за счёт благотворителей. И если при основании ядро общины составляли двенадцать лиц, то в 1897 году в общине проживало уже 125 человек: 19 мужчин и 106 женщин. Правда, следует сделать оговорку, что не все они были членами общины: в это число входили и наёмные работники, и прислуга богадельни.
Вследствие таких благотворных изменений Указом Святейшего Синода от 16 сентября 1899г. за № 5125 по представлению преосвященного Мелетия Александро-Мариинская женская община была обращена в общежительный женский монастырь того же наименования с возведением настоятельницы в сан игуменьи. На торжественное открытие монастыря приезжал Архипастырь Мелетий, епископ Рязанский.
Ворота Александро-Мариинского монастыря
Игуменья Рафаила управляла монастырём до октября 1903 года, а 22 марта 1904 года приехала новая начальница монастыря Валентина. До этого она сорок лет прожила в образцовом Иверском Выксунском монастыре Нижегородской губернии Ардатовского уезда и теперь в Александро-Мариинском монастыре стала вводить тот же порядок, что и в Иверском монастыре. Своей деятельностью по управлению монастырём она в короткое время успела обратить на себя внимание преосвященного Аркадия, епископа Рязанского и Зарайского, и 10 сентября 1905 года возведена тем же преосвящённым в своём монастыре в сан игуменьи. При ней расширяются владения монастыря: в 1904 году она приобретает в с. Спас-Клепики землю под монастырское подворье. При ней же к 1906 году количество сестёр возросло на целую треть и составляло 147 сестёр.
дом матери-игуменьи
... О том, как в 1918 году закрывали монастырь, рассказывает пенсионерка из д. Евлево А. Финогенова: «Приехали военные. Монастырь закрыли ночью. А утром построили всех монашек и священника и погнали в ссылку. Монашки запели молитву «Морскою волною».... С ней и уходили. Некоторые потом вернулись из ссылки».
Вот начало этой молитвы:
«1. ВОЛНОЮ МОРСКОЮ СКРЫВШАГО ДРЕВЛЕ ГОНИТЕЛЯ МУЧИТЕЛЯ, ПОД ЗЕМЛЁЮ СКРЫША СПАСЕННЫХ ОТРОЦЫ; НО МЫ ЯКО ОТРОКОВНИЦЫ ГОСПОДЕВИ ПОИМ, СЛАВНО БЕ ПРОСЛАВИСЯ».
Монахини пели молитву, которая должна была исполняться в храме на заутрени. Они её и служили: а то, что они на улице, а не в храме - это для них имело второстепенное значение. Для них главное - воздать славу и хвалу Господу. И если бы даже разразился ливень или даже началось землетрясение - ничего бы не изменилось: они так же продолжали бы службу. И это было всего каких-то 90 лет назад (для истории - мгновение). Какая вера, какая высота духа! И сравнивая себя с ними, ясно видишь, какая пропасть разделяет нас. Для нас важна земная суета, для них - спасение души.
В 1931 году в бесхозных зданиях монастыря разместился Дом отдыха газеты «Известия», впоследствии здесь же открылся пионерский лагерь «Синева» для детей известинцев. В нашу задачу не входит подробное изложение истории Дома отдыха и пионерлагеря. Напомним лишь конец этой истории. В 1996 году, разорённая перестроечными реформами, редакция «Известий» закрыла и Дом отдыха, и пионерлагерь «Синева». И с тех пор это чудесное место охраняют лишь несколько сторожей.
Проходил год за годом, но ничего не изменялось. Казалось, само время остановилось в этом месте. Но ничто не вечно под луной. Генеральный директор Издательского дома «Известия» Э.А.Галумов приехал своими глазами посмотреть легендарный дом отдыха, о котором он слышал столько рассказов от ветеранов-известинцев. Покорённый красотой этого места, он решил возродить знаменитую здравницу.
Уже восстановлена лодочная станция, сияет новая кровля на храме Тихвинской иконы Божьей Матери, идут работы на других объектах. Мы надеемся и верим в осуществление этих планов, в то, что в ближайшие годы возродится оздоровительная база «Известия» и вернёт себе былую славу.
Сейчас там на самом деле дом отдыха.
Многие люди отдыхающие неоднократно видели призрака хранительницы основательницы, непосредственно самой М.Я. Поповой. Говорят что ее могила находится где то на территории данного места. Но точно утверждать это нельзя. Да и дети отдыхающие в лагере тоже видели ее. Для кого то это была байка у костра, а для кого то одно из самых тяжелых потрясений. Она как ангел хранитель этого места, поговаривают что своим появлением она уберегла компанию мальчишек от плохого,возможно даже рокового замысла. Парень Александр (один из тез ребят) до сих пор,по прошествии стольких лет не решается рассказать об этом случае подробно. Единственное что он говорит,что видел призрака монахини в белом одеянии. С слепыми или закрытыми глазами,и как будто припухлыми. Как если бы дама умерла утонув.
Место хоть и святое, но некоторым становится плохо на территории бывшего монастыря. Кого то охватывает паника, кто то не в своем уме несется наутек от этого места, кто то с пустого мета начинает предсказывать скорые беды. Люди находятся в таком состоянии,которого сами не могут объяснить. Как будто их разум и воля подчинены стороннему.Многих объединяет панический страх. Такие ощущения бывают при панических атаках. Панические атаки это по сути заболевание, которое врачи не могут вылечить. Могут лишь поддерживать больного в состоянии относительного покоя.Порой прибегая к сильным препаратам. При приступах больной испытывает удушающее чувство страха, тело бьет крупная дрожь, липкий холодный пот льет, некоторые могут терять сознание.
Так же известно что при ведении строительных работ было обнаружено кладбище. Очень древнее. Рабочие лишь спустя некоторое время поняли что это захоронение, когда после расчещения места увидели среди деревьев много рукотворных холмиков. Конечно не кроты и не предыдущие рабочие оставили это. Крестов не было как и надгробий. Возможно всему виной именно кладбище, которое даже не огорожено, что по канонам недопустимо! Может монахиня предупреждает гостей об этом не огороженном кладбище? Может она пытается уберечь людей. Неогроженное кладбище позволяет умершим душам гулять по всей территории, а значит странное поведение людей может быть признаком "подселения"...
На данный момент известно, что кладбище огородят, как посоветовали добрые люди руководству дома отдыха. Надеемся что в самом месте воцарится покой и уют. И душа М.Я. Поповой будет спокойна.