Теперь хотелось бы поговорить о самом руническом письме.
Оно является традицией. Причём традицией сакральной. По двум причинам:
А) сакральность самих рунических знаков.
Б) в глубокой древности любое искусство письма считалось магическим.
Естественно руническое письмо относится к группе алфавитных письменностей, в которых каждый знак передаёт определённый звук. Но оно отличается от привычного нам кириллического или латинского письма. О чём я и хочу по говорить в этой статейке.
Думаю стоит начать с того, что руническое письмо допускает следование знаков как слева направо (правое письмо (а)) так и справа налево (левое письмо (б)).
При этом руны всегда разворачиваются по направлению следования знаков. Таким образом при левом письме руны обратятся зеркально. Такие «перевёрнутые» руны иногда называют венд-рунами.
Следующей особенностью рунического письма является бустрофедон. При письме бустрофедоном вся надпись, какую бы длину она не имела, оказывается выполненной одной строкой – и в этом так же есть определённый магический смысл.
Достигается сохранение неразрывности двумя способами:
А) Дойдя до края отведённого для надписи пространства, она разворачивается и, не прерываясь, идёт обратно «вверх ногами». Такой бустрофедон может быть как левым, так и правым.
Б) Чередование правого и левого письма таким образом, что надпись идёт, например, правым письмом от левого края к правому, а в следующей строке разворачивается и идёт обратно уже левым письмом и т.д..
Руническая надпись на камне из Свиннегарна (Уппланд, Швеция)
Следует упомянуть и о отсутствии пробелов в руническом письме. Чаще всего надпись выполнялась слитно, без разбиения на слова. В отдельных случаях предложения или смысловые части разделялись специальными знаками, представляющими из себя точку или несколько точек.
В процессе развития рунического письма было разработано немало специальных систем рунического письма, применявшихся в качестве тайнописи, в магических целях или просто для сокращения пространства, занимаемого надписью. Довольно сложно расшифровать такие надписи без ключа или примерного знания смысла этой надписи.
Одним из результатов этих экспериментов стало появления вязанных рун. Это написание рун таким образом, что одна их часть совпадала (чаще всего это вертикальная черта). Неприятная сторона этого письма в том, что даже в простых вариантах эти знаки могут быть прочитаны двояко ( например, wR и rR записываются одним знаком), не говоря уже о том, что порядок следования звуков почти всегда неустановим (например, aR=Ra, wR=Rw, ne=en и т.д.).
Другой техникой рунической тайнописи является применение зеркальных рун, то есть рун, симметрично удвоенных относительно горизонтальной или вертикальной оси (стрежня). Зеркальные руны применялись не только как средство простейшей тайнописи, но и как способ усиления магического воздействия рун.
Считается, и, вероятно, небезосновательно, что руна, начертанная дважды или трижды, действует эффективнее, нежели одиночная, а надпись, выполненная зеркальными рунами, оказывается начертанной дважды.
Наконец, нужно упомянуть и о том, что во многих надписях, в том числе выполненных Младшими рунами, встречается употребление Старших рун Футарка в качестве идеографических символов. Так, например, в Стентофленской надписи есть строка, переводимая как: «Хатуволафор дал …» и замыкается руной j, Йер. Здесь старшая руна Йер должна читаться не как звук j, а как понятие – «урожай», «урожайный год».
Существуют и другие, более сложные тайнописи, основанные на совершенно иных принципах. Их рассмотрение возможно будет позже (значительно позже). Это довольно сложный и объёмный вопрос.